Сколько стоит комиссар?
Услуги аварийных комиссаров — посредников, помогающих попавшим в ДТП автовладельцам, сегодня можно приобрести как у страховщиков, так и у специализированных компаний. Как же выбрать аваркома и какие опции включить в пакет, выяснял D’
Водителю, попавшему в аварию, стресс мешает трезво оценить обстановку, а другие участники происшествия зачастую оказывают давление. Неверно написав первичное объяснение в таком состоянии, пострадавший рискует стать виновником ДТП. То, что подобная ситуация распространена, подтверждает и статистика. По данным сервисной компании «Аком-авто», для 80% попавших в ДТП незнание формулировок правил дорожного движения привело к отказу в страховых выплатах. Им было бы гораздо проще доказать свою правоту, если бы все обстоятельства аварии были тщательно задокументированы. Хорошо было бы, если в этот момент с ними рядом оказался бы хладнокровный помощник, который взял бы на себя решение всех проблем: поддержал морально, составил схему ДТП и акт осмотра повреждений автомобиля, заполнил заявление в страховую компанию (СК), эвакуировал битую машину, получил за клиента необходимую для оформления выплаты возмещения справку в ГИБДД. После он мог бы отвезти бумаги страховщику на возмещение либо продолжил бы сопровождать клиента вплоть до судебного разбирательства. Зовут такого «волшебника» аварийным комиссаром (аваркомом).
Каско 911
Самый простой и понятный путь — купить услугу аваркома непосредственно в СК вместе с полисом каско или как отдельную опцию. Тем более что в условиях примерно равной стоимости страховых продуктов страховщики вынуждены все больше внимания уделять этому сервису. Так, в Санкт-Петербурге, где институт страховых комиссаров существует более 15 лет, услуга аваркомов добавляется в страховку уже практически как стандартная опция. Однако для остальной России, в том числе и Москвы, аварком все еще рассматривается как фишка, доступная VIP-клиентам. У тех, кто страхует дорогие машины от угона и ущерба, помощь аваркома «зашита» в самом полисе и за него доплачивать не приходится. Так, компания МАКС предлагает полис «МАКС-иномарка» с риском «Ущерб», который включает услуги комиссаров. Их объем зависит от размера страховой суммы: от 12 тыс. до 20 тыс. долларов — выезд комиссара на место ДТП, от 20 тыс. до 35 тыс. — выезд плюс сбор справок, от 45 тыс. — VIP-сопровождение (персональный менеджер, выезд в любое место и любой каприз вплоть до получения денег от СК наличными). В РОСНО аварком доступен владельцам, чье авто стоит не меньше 50 тыс. долларов. Впрочем, страхователь может сам расширить свою программу дополнительной услугой. Вместе с полисом каско там же можно за 100 долларов приобрести опцию «РОСНО Comfort» (для автомобилей не старше пяти лет и стоимостью от 12 тыс. до 35 тыс. долларов), включающую не только помощь комиссара, но и эвакуатор. Дополнительный полис на сервисные услуги в МАКСе (МАКС-911), который различается по цене в зависимости от количества опций, обойдется от 2 тыс. до 4 тыс. рублей в год. По самому дорогому варианту клиент получает «безлимитного» аваркома (неограниченное количество выездов и сбор документов). «У нас аварком также идет по полису каско, но лишь по дорогим машинам — стоимостью от 50 тыс. долларов и выше, — рассказывает руководитель дирекции андеррайтинга и методологии ОСАГО группы «АльфаСтрахование» Денис Макаров. — Для тех, кто хочет купить услугу аварийного комиссара с более дешевым полисом, она будет стоить около 120 долларов».
Купить пакет «ОСАГО + аварком» не удастся: это может быть расценено как дополнительный способ привлечения клиентов, что запрещено законом об обязательной «автогражданке». Но СК решают этот вопрос просто — предлагая отдельный продукт вне привязки к ОСАГО. Например, при покупке ОСАГО в РОСНО всего за 150 рублей можно приобрести программу «Евросервис». Водителю по ней полагается выезд аваркома, сбор справок в ГИБДД, подача заявления в СК виновника от имени клиента, а также одна эвакуация с места аварии. Впрочем, по условиям программы воспользоваться ею водитель может только в том случае, если он не виноват в ДТП. Покупка услуги «Аварком» вместе с каско таких ограничений не имеет.
Прямые продажи
Купить услуги аваркомов можно напрямую в специализированных сервисных компаниях (ассистанс) или у страховых брокеров и агентств. Впрочем, многие из ассистанс предпочитают продавать свои услуги оптом СК. И хотя компании-ассистанс упорно делают вид, что помощь аваркомов при ДТП очень востребована частными лицами, лишь единицы работают с ними. Видимо, в ожидании потребительского бума на свои услуги их сайты «заточены» сразу на две категории клиентов. Для физлиц аваркомы декларируют помощь в безупречном заполнении документов и фиксации ДТП, «чтобы у страховщика не было законного повода отказать вам в выплатах». На том же сайте, но в разделе для страховщиков, ассистанс уже бодро встает на сторону корпораций и пишет, что будет следить за тем, чтобы нерадивые клиенты-страхователи не обращались за «необоснованными выплатами».
Те компании, которые реально работают с «физиками», предлагают им на выбор несколько комплексных программ — в зависимости от стоимости они могут включать помимо помощи аварийного комиссара дополнительные опции: техпомощь, эвакуацию, охраняемую стоянку после ДТП и прочее. Вызвать аваркома можно, даже не имея полиса каско. Достаточно позвонить с места аварии по телефону в одну из многочисленных компаний-ассистанс. Понадобиться это может в сложных случаях, когда повреждения значительны, участников несколько, а вина каждого из них не очевидна. В этом случае аварком поможет хотя бы грамотно зафиксировать в документах схему ДТП и его последствия. Вызов сотрудников компании «Лат» в Санкт-Петербурге будет стоить для клиента «с улицы» 1,2 тыс. рублей (в пределах местной кольцевой дороги). В Москве стоимость вызова аваркома начинается от 1,5 тыс. рублей. География действий комиссаров ограничивается Москвой и 20–40?километровой зоной от МКАД.
В арсенале у ассистанс есть и годовые пакеты услуг. К примеру, столичный страховой брокер «Астраброкер» предлагает годовую программу стоимостью 8 тыс. рублей. За эти деньги комиссар приедет к вам неограниченное число раз, состав и возможность пользования другими опциями также неограниченны. Пакеты стоимостью до 3 тыс. рублей ограничены одним выездом. Компания «Аком-авто» предлагает годовую карту с аваркомом за 2,5 тыс. рублей. В нее войдут разовый выезд комиссара, эвакуатор и сбор справок. За 3,9 тыс. рублей у «Акома» можно получить безлимитную услугу аваркома и услугу по сбору справок. Есть у компании и программа «Безлимитный +» стоимостью почти 7 тыс. рублей в год. В нее войдут выезд, участие машины техпомощи, эвакуатор, сбор справок (все без лимита по количеству использования), а также однократное получение справок в ГИБДД.
Несмотря на то что программы у сервисных компаний отличаются разнообразием, покупать услугу напрямую у них гораздо дороже: страховщик имеет скидку за опт. С другой стороны, страховая компания обычно выбора по наполнению услуги не дает, а набор опций по «дешевым» продуктам ограничен лишь выездом аваркома, реже сбором справок, еще реже — эвакуатором.
Еще один канал продаж — активно развивающиеся автомобильные клубы. Впрочем, услуги аваркома для них скорее побочный экзотический продукт, нежели главная фишка. Самая дешевая годовая карта в автоклубе стоит около 3 тыс. рублей и уже включает безлимитную услугу аваркомов и кое-какую техпомощь. Членская карта у Российского автомобильного товарищества с включенной в нее услугой аваркома и неограниченным количеством выездов (Москва + 50 км от МКАД) обойдется в 3,6 тыс. рублей.
Аварком не панацея
Если ваш страховщик официально сотрудничает с аваркомом либо вы купили услугу непосредственно в СК, то в случае аварии получить возмещение или направление на ремонт будет проще, чем если бы вы делали все сами. Более того, по некоторым программам комиссар может направить автомобиль в сервис прямо с места ДТП, не придется даже наносить визит в офис страховщика. Бесспорный плюс аваркомов — экономия времени на получении справок из ГИБДД. «Поездка в ГИБДД — это один потерянный день, — рассказывает Марина Топольская, ведущий специалист по работе с аварийными комиссарами компании МАКС. — Разбор дела по административному правонарушению по закону ведется два месяца, и до истечения этого срока они имеют право не отдавать вам справки. Аварком приедет с доверенностью и получит все справки по вынесенным решениям у сотрудников ГИБДД. Если все в порядке, сразу после аварии можно отправляться с машиной на станцию техобслуживания». Личный визит клиента в ГИБДД понадобится лишь в спорных случаях, когда вина участников не очевидна и требуется разбор происшествия, а также в случаях тяжких повреждений или гибели людей.
В то же время аварком не является для клиента гарантией отсутствия проблем при выплатах страховки. «Условием выплаты является наличие страхового случая, факт участия аваркома в урегулировании не может давать гарантии выплаты», — говорит директор департамента страхования автотранспорта РОСНО в московском регионе Сергей Абалакин. Опрошенные специалисты отмечают, что отделы урегулирования убытков с большим интересом изучают документы, составленные аваркомами, нередки случаи, когда в них встречаются неточности и ошибки. Последние могут повлечь за собой отказ в выплатах.
Если вы думаете, что аварийный комиссар приедет, сделает за вас буквально все, а после будет ревностно отстаивать ваши интересы, вы заблуждаетесь. Так бывает при покупке самых дорогих пакетов, включающих в себя опцию «Аварком». Чаще всего задача комиссара ограничивается доставкой документов в офис страховщика. Также комиссар, вопреки мифам, не в силах повлиять на калькуляцию ущерба. Более того, даже заплатив за услугу, уверенности в том, что он приедет на место ДТП, нет. Например, страховщики, обещая стопроцентный выезд, все же оговариваются: «При ДТП страхователь звонит в СК, а уже последняя принимает решение, есть ли необходимость в присутствии аваркома на месте аварии». Сервисные компании также всегда прикрываются следующей формулировкой: «Страхователя проконсультируют по телефону, и будет принято решение о выезде аварийного комиссара». Кроме того, загруженность дорог не позволяет аваркомам оперативно прибывать на место.
Телефонная же консультация вряд ли стоит дополнительных 150–200 долларов в год, а сбор справок можно запросто докупить отдельно у страховщика, доплатив около 1000 рублей.
Компании могут обещать все что угодно, но основа их услуг — это выезд на место ДТП, фиксация его обстоятельств и повреждений, а также помощь в заполнение документов. Лучше всего приобрести недорогую программу у страховщика или у компании-ассистанс (до 3 тыс. рублей). Хотя ограничения не афишируются, скорее всего, такая программа будет иметь лимит по количеству выездов комиссаров, но платить больше смысла нет.
Тем же, кто хочет полностью сбросить с себя необходимость общаться с гаишниками и страховщиками, а также иметь под рукой постоянную возможность вызвать «техничку», эвакуатор, лучше выбирать VIP-продукты: полный «анлимитед» у сервисной компании или у страховщика (в рамках полиса каско) обойдется в 10–15 тыс. рублей.
Источник: Юрий Коротецкий, «D`» №23(38) / 3 декабря 2007
|